Арбенин
Содержание:
Действие I |
Действие II |
Действие III |
Действие IV |
Действие V |
Действующие лица:
Евгений Александрович Арбенин. Нина, жена его. Оленька, компаньонка. Афанасий Павлович Казарин. Князь Звездич. Адам Петрович Шприх. Игроки. Гости. Служанки.
Примечания
«Арбенин» - драма в пяти действиях в стихах Михаила Лермонтова. Впервые опубликована в отрывках в 1860 году в собрании сочинений под редакцией Дудышкина (т.2, с.3—4); полностью - в 1891 году в собрании сочинений под редакцией Висковатова (т.3, с.164—172).
Драма Михаила Лермонтова «Арбенин» написана после нескольких неудачных попыток получить разрешение цензора на публикацию «Маскарада».(После запрещения «Маскарада» цензурой в январе 1836г). Лермонтов создал еще одну, теперь уже пятиактную редакцию драмы, отличающуюся от всех предшествующих. Он счел нужным дать ей новое заглавие «Арбенин», которое переносило внимание читателя с маскарада, «света», с картины нравов на Арбенина, на частное лицо, на его личную и обычную для того времени и общества драму.
В пьесе «Арбенин» сняты нападки на светское общество, изменились образы Звездича, Нины, измельчал Казарин, по-иному выглядит Арбенин. Лермонтов изменил и сюжет пьесы: великосветский маскарад он заменил простым балом, историю с браслетом — любовной интригой Нины с князем Звездичем, месть Арбенина жене ограничил мнимым ее отравлением и семейным разрывом. В финале пьесы Арбенин, подобно баронессе Штраль и Звездичу предыдущих редакций, уезжает, порывая со «светом» навсегда. Поэт ввел новое действующее лицо (воспитанница Оленька), отказался от некоторых прежних (нет баронессы Штраль, Неизвестный слит с Казариным).
Новая пятиактная редакция поступила в цензуру в двадцатых числах октября 1836г. Но и в переработанном виде с измененным названием она не получила разрешения для постановки на сцене. На сохранившемся рапорте цензора имеется надпись: «Запретить. 28-го октября 1836».
Арбенин Лермонтова с его нелюбовью к чинам, с высоко развитым чувством человеческого достоинства, презрением к светской черни — это современник Чацкого, показанный в трагическую пору николаевской реакции. С комедией Грибоедова генетически связаны такие черты лермонтовской драмы, как афористическая завершенность стиха, его меткость, близость к разговорной речи, прием подхвата незаконченной фразы другими персонажами, разбивка строки между несколькими участниками сцены, в определенной степени содержание стихов, речений, сценических тем и других элементов художественного стиля. Но Лермонтов не повторяет этот опыт, а продолжает, развивает и углубляет его.